Оливер и компания

В перерывах между новыми анимационными блокбастерами, что может быть лучше, чем обратиться к изучению творения, ставшего прологом успеха студии Диснея в 90-х годах. Мультфильм «Оливер и компания» ознаменовал собой завершение формирования новой команды аниматоров, продолжавшееся с начала 80-х годов. Создавший его коллектив позднее подарил миру такие общепризнанные шедевры как «Русалочка», «Алладина», «Красавица и чудовища» и, конечно, «Король лев».

В "Оливере" впервые гармонично соединились четыре составляющих: простой, но трогательный сюжет, привлекательные герои, качественная анимация и великолепная музыка. Последний компонент оказался особенно важен. Думаю, большинство взрослых людей, смотревших мультфильм в детстве, сейчас не смогут вспомнить, о чем он именно, но заводные мотивы «Why should I worry» или «Streets of gold» вспомнят почти наверняка. Трудно сказать, что я положительно отношусь к такому переосмыслению классики. Но если оставить в стороне Чарльза Диккенса (тем более, что от него в фильме остались только мотивы), то остается история, которая не может не тронуть сердце зрителя.

Особенно удачно, на мой взгляд, начало фильма: история начинается с очень светлых красок. Оливер и другие котята играют друг с другом, светит солнце, вокруг них толпятся люди и, поочередно, каждый из них обретает любящую семью.

Но солнце не может светить всегда. Оливеру, в отличие от других, не повезло. Распродажа закончилась, а он так и остался один в огромном городе, ненужный никому. Счастье домашнего уюта, выглядевшее таким близким, волей случая отодвинулось для него на неопределенный срок. Вместо теплого дома он оказывается под дождем на улице, и теперь должен самостоятельно позаботиться о своем будущем. Впечатление от фрагмента дополняет трогательная песня «Once upon a time in New York city». Все это заставляет зрителя с самого начала проникнуться сочувствием к герою, почти физически ощутить его одиночество и страх перед неопределенностью.

Не могу не высказать восхищения качеством проработки образа: юный возраст Оливера выражен через увеличенные, по отношению к телу, размеры головы, лап и ушей. Выражению эмоций служат большие глаза, выделенные цветом глазницы, прорисованные верхние и нижние веки, тонкие брови. Обратите внимание на ресницы: в большинстве кадров они показаны всего лишь двумя тонкими линиями. Но их форма идеально подчеркивает характер персонажа. Благодаря им, Оливер всегда выглядит несколько удивленным и смущенным, чего и следует ожидать от попавшего в такие передряги маленького котенка. А особый шарм персонажу придают достаточно большой хохолок на голове, нос пуговкой и пушистые щечки.

В целом образ Оливера выполнен в традиционной диснеевской манере. Основываясь на ранее накопленном опыте отображения детей - животных художникам удалось создать очень привлекательный персонаж, который невозможно не полюбить.

Анимация Оливера при близком рассмотрении выглядит совершенно потрясающе, особенно в крупных планах. Конечно, она лишена лоска цифровой обработки. Но облик персонажа и его перемещения идеально выверены и тщательно прорисованы даже в самых малых деталях. Замечу, что при всей стилизованности образа, его создатели сохранили анатомическую достоверность в строении тела и его движениях. Кроме того, для существовавшей в то время технологии анимации это весьма сложный персонаж: большое количество цветов в окраске, множество мелких деталей. Трудно даже представить себе, сколько труда потребовалось чтобы прорисовать их десятки тысяч раз.

Тем временем дождь перестал лить, снова выглянуло солнце, и перед Оливером вплотную встал вопрос о его будущем. Но что можно ожидать от новичка? Первые попытки Оливера найти друзей выглядят неуместными и наивными. В этом городе миллионы людей, но ни одному из них нет дела до котенка. Взрослые люди настолько заняты своими важными делами, чтобы у них просто нет времени посмотреть себе под ноги. И чтобы заставить мир обратить на себя внимание, Оливеру определенно требуется помощь специалиста.

И помощь не заставляет себя долго ждать. На горизонте появляется его будущий проводник в этом мире – пес неопределенной породы Доджер. С первых же кадров зритель понимает, что в отличие от неопытного Оливера - это настоящий мастер уличных дел. Доджер вырос в этом городе и он часть этого города. В вопросах выживания для него нет неожиданностей, он всегда уверен в себе и высокомерно снисходителен по отношению к окружающим. Его путь ведет из ниоткуда в никуда, а вся жизнь подчинена исключительно сиюминутным обстоятельствам.

В мультфильме Доджер появляется перед зрителем не сразу. Сначала мы можем видеть только его лапы. Но уже по походке зритель может судить об их обладателе: каждый его шаг удивительно сочетает элегантность английского джентльмена и бесшабашность заядлого рок-н-рольщика. Стремление их хозяина к стилю блестяще подчеркивает момент, когда Доджер, немного сбившись с ритма, моментально исправляет свою ошибку. Определенно, этот пес не может позволить себе выглядеть плохо ни в одном движении.

И когда, наконец, обладатель лап предстает перед нами полностью, мы понимаем, что не ошиблись в своих первых предположениях. Доджер – подлинный денди собачьего мира с единственной поправкой: его платок не куплен в модном бутике а, скорее всего, найден на улице. Но разве настоящему стиляге это помеха? Ведь то, как платок смотрится на шее, зависит не от того, где его достали, а от самомнения хозяина. А с этим у Доджера проблем нет.

Доджер отнюдь не мягкосердечен и у этого есть свои основания: Во-первых, жизнь на улице диктует свои требования к кандидатам на выживание. Во-вторых, он, как лидер банды, просто не имеет права на слабость. Удивительно, как в нем сочетаются исключительно циничный эгоизм и преданность той семье, с которой он живет. Его поступок по отношению к Оливеру, с одной стороны, конечно, вызывает неодобрение зрителя. Но, с другой стороны, он не съел в одиночку украденные сосиски, а разделил их с остальными членами банды. Что поделать, когда таковы законы города. Кроме того, попытка «нагреть» котенка выглядит скорее как тест: Эй! А сможет ли этот малыш постоять за себя ? Гм. В этом пареньке определенно что-то есть!

Анимация Доджера, как и анимация Оливера, достойна всяких похвал. Художникам удалось идеально выразить внутреннюю сущность персонажа через его внешний облик: как я уже говорил, Доджер - самоуверенный и самовлюбленный стиляга. Но при этом - он верный и преданный друг, которого каждый хотел бы иметь. Внутренний оптимизм персонажа подчеркивают никогда не опускающийся хвост, большие полувисящие уши и подчеркнуто мохнатая мордочка. Последняя, с одной стороны, выглядит как небритость бывалого мачо, с другой стороны - как мохнатые усы доброго дядюшки. Конечно, нельзя не обратить внимание на проработку движений Доджера: короткие, но точные, они подчеркивают опыт героя и его самолюбование. Чего стоит одна только оригинальная, всегда чуть пританцовывающая походка.

Последовав за Доджером, Оливер стал членом весьма колоритного сообщества собак. Кроме уже знакомого нам Доджера в него входят Рита - подружка Доджера, немного туповатый, но очень добродушный дог Эйнштейн, не признанный обществом артист - бульдог Францис (не Фрэнк, не Фрэнки, а Францис), и, конечно, главный возмутитель спокойствия – местная моська по имени Игнасио Алонзо Хулио Фредерико де Тито. Последний персонаж настолько колоритен, что мне хотелось бы рассмотреть более подробно:

Перед нами прекрасный экземпляр боевого варианта мопса латиноамериканского происхождения, уменьшенный в размерах, но увеличенный в амбициях. Этому парню ничего в зубы класть нельзя. Даром, что мал, но в драке не подведет. Поврежденное ухо красноречиво говорит о славном боевом пути Тито. Между прочим, это второй после Доджера пес, носящий какой то элемент одежды. Повязка на голове Тито заставляет зрителя задуматься о связи персонажа то ли с латиноамериканскими партизанами, то ли с кубинской мафией. Острый на язык (правда, преимущественно, в отсутствие жертвы), вечный задира, он, тем не менее, очень привязан к свой банде. Даже к Франциссу, несмотря на то, что пытается задеть его при каждом удобном случае.

У хозяина этой своры – простого бомжа по имени Фэйген, серьезные проблемы с неким Сайксом, которому он задолжал неопределенную сумму денег. Как это получилось? История об этом умалчивает. К сожалению, так бывает: может быть Фэйген занял деньги чтобы купить свой мотороллер, может, чтобы купить еду, а может, чтобы спасти кого-нибудь из своих четвероногих друзей. Да, последнее тоже возможно, потому что под его грязной заношенной одеждой прячется чистая и очень добрая душа. Определенно, Фэйген, в отличии от Доджера, совсем не умеет выживать на улице. Он слишком мягок для того, чтобы вырвать у другого кусок пирога. Более того, вместо того, чтобы отдать случайно добытые где-то деньги Сайксу и тем самым продлить свои дни на земле, он покупает на них еду для своих собак.

В основе образа Фэйгена - сложившиеся представления о типичном бомже, каких много в Нью-йорке. Он уже не молод, но жизнь его похоже мало чему научила. Почти каждое его действие по своему комично. Поведение Фэйгена вызывает улыбку, даже когда речь идет о жизненно важных для него вещах, как например, в сцене с Сайксом или на причале.

Без сомнений, Фэйген - традиционный герой неудачник. Но у него есть другой редкий талант: он умеет согревать сердца тех, кто его окружает. И окружающие (разумеется, кроме Сайкса) платят ему тем же. Очаровательна сцена, когда убитый горем Фэйген, причитая, сваливается в кресло, а собаки проявляют к нему совершенно родительскую заботу: укутывают в одеяло, надевают тапочки, пододвигают табуретку ему под ноги. Их поведение в этот момент настолько контрастно по отношению к тому, что мы видели за несколько минут до этого. Сборище уличных собак, не отличающихся особым взаимоуважением, вдруг становится семьей, в которой горе одного – горе всех, а проблема одного – общая проблема. Удивительно видеть, как специалисты по мошенничеству и кражам словно маленькие щенки собираются в кучу, чтобы послушать сказку на ночь.

Конечно, банда, в которую попал Оливер, очень отличается от семей, в которые попали другие котята. И Фэйген совсем не похож на тех мальчиков и девочек, которые так трогательно прижимали своих новых любимцев в начале истории. Но, уже совсем скоро жизнь Оливера снова делает крутой поворот.

Случайно его хозяйкой становится девочка по имени Джени. В отличие от Фэйгена, Джени в деньгах не нуждается. Кто её родители – неизвестно. Мы знаем только, что они постоянно находятся в разъездах и не могут вернуться домой даже на её день рождения. Её семья – управляющий домом Винстон и мегапородистая собака Джоржетта. Джени не нуждается ни в чем, кроме искренней дружбы. Конечно, ей есть с кем пообщаться, но настоящих друзей у неё нет: Винстон слишком взрослый и все время занят хозяйством, а Джоржетта, похоже, вообще не знает, что такое дружба. Поэтому встреча с Оливером становится для Джени таким важным событием. Фактически, это больше чем просто встреча: и Джени и Оливер не понаслышке знают, что такое одиночество. Они нужны друг другу, как две половинки единого целого. И именно поэтому Оливер, снова попав в банду Доджера, стремится вернуться обратно к девочке.

К моменту создания "Оливера", у художников Диснея уже сложился свой стиль изображения детей. И образ Джени стал очередным, весьма удачным его воплощением. Большие голубые глаза, выделенные брови и ресницы совершенно очаровывают зрителя. Её движения по детски рамашисты и немного неуклюжи, а стремления - наивны и искренни. Достаточно вспомнить "очень специальный" рецепт для её нового друга или их с Оливером прогулку в центральном парке.

К сожалению, стремление Оливера вернуться к Джени становится причиной раздора между ним и Доджером, и тому есть много причин. Во-первых, пес уже успел привязаться к своему необычному другу. Трудно сказать, почему это получилось: возможно, Доджера восхитила внутренняя решимость и храбрость Оливера, а, может быть, этот малыш напомнил ему о его же первом опыте выживания на улице. Во-вторых, с точки зрения Доджера, банда спасла котенка от больших неприятностей. Причем собаки сделали это искренне. Как сказали Тито: «Он семья, он кровь». После этого, стремление Оливера возвратиться обратно выглядит как проявление оскорбительной неблагодарности.

Наконец, в желании Оливера возвратиться к новой хозяйке Доджер видит личное оскорбление. Этот пес привык быть превосходить свое окружение и не может принять лично для себя факт, что маленький котенок вдруг оказывается выше его. Для него унизительно, что он должен каждый день заботиться о своем насущном хлебе, в то время как Оливеру все блага жизни достанутся без утомительной борьбы за выживание.

Остальные члены банды тоже, в общем, не одобряют Оливера. Но их самомнение находится не на столь заоблачном уровне, чтобы не видеть истинной причины стремления котенка вернуться в новый дом. Хотя их взгляды и выражают укор, но они не считают это концом дружбы. Жаль, что так не считает Доджер … Впрочем, жизнь распорядилась по своему. Окончательно потерявший всякую надежду Фэйген решает имитировать похищение Оливера, чтобы получить выкуп.

Вообще, тема «похищения» Оливера весьма показательна в следующем плане: Джени и Фэйген принадлежат к диаметрально противоположным слоям общества. Фактически, до встречи они имеют весьма отдаленное представление о том, что может происходить на другом полюсе социальной иерархии.

Фэйген, сочиняя письмо мистеру - очень, очень богатому котовладельцу, даже представить не может, что им окажется всего лишь маленькая девочка, которая, тем не менее, настолько привязана к своему любимцу, что готова пожертвовать ради него всем что имеет. Пусть это всего лишь маленькая свинка – копилка. Но мелочь, болтающаяся внутри, олицетворяет гораздо большее: Джени копила её несколько месяцев, может быть даже лет. Возможно, она мечтала накопить нужную сумму и исполнить свое самое сокровенное желание. И вот теперь даже эта мечта приносится в жертву одной цели – вернуть единственного друга.

С другой стороны, Джени, отправляясь на встречу с похитителем, не ожидает, что им окажется не злодей, вроде Сайкса, а, в общем, добрый человек, всего лишь ставший жертвой обстоятельств. Очень трогательна сцена их встречи: Фэйген совершенно нелеп в роли похитителя. Он стыдится своего «идеального» плана, говорит о себе в третьем лице, пытается найти оправдание своему поступку. Фэйген понимает, что отведенное ему время заканчивается, а он так и не смог ничего сделать. Но главное, он понимает, что не сможет перешагнуть через горе маленькой девочки, даже ради собственной выгоды.

Но далеко не все герои мультфильма так добры. Главный злодей в этой истории – некий мистер Билл Сайкс. Чем занимается мистер Сайкс, зрителю не объясняется. Впрочем, очевидно, что его бизнес не совсем легален, а методы его ведения не всегда соответствуют букве закона. В мультфильме он фактически олицетворяет собой закон улицы. Выживи или умри. Верни долг или пострадай. Если разобраться до конца, то Сайкс прав. Заняв деньги Фэйгану, он имеет право требовать их возврата. К сожалению, в законах улиц не предусмотрены льготы для больных телом или мягких душой.

Сайкс подобно призраку появляется перед зрителем в окружении клубов сигарного дыма. Из них он тихо грозит окружающим своим упитанным пальцем. Но даже такое малое его движение наполняет непослушных страхом. Грузное мощное тело так же контрастно по сравнению с щуплым Фэйгеном, сколь контрастны их внутренние миры. Если внутренний мир Фэйгена наполнен любовью, то мир Сайкса – это деньги, деньги и еще раз деньги. Ему нужно много денег, чтобы делать новые деньги, на которые он снова будет делать деньги. Деньги это его власть. Это его сила. Это его мощь.

Впрочем, навряд ли Фэйген должен Сайксу большую сумму. Скорее всего, эта сумма столь мала, что её не хватило бы даже на одну сигару. Но закон улицы не дает права прощать даже столь малый долг. Ведь достаточно один раз показать свою слабость, даже в малом, и улица поглотит тебя. Если простить одного, то завтра восстанут остальные. Если одного наказать, страх заставит остальных подчиняться. По таким принципам живет Сайкс.

Второй отрицательный герой мультфильма – та самая Джоржетта – метафоричный образ львицы светской жизни. Номинально – она домашний питомец Джени. Когда-то и она была маленьким щенком, которого, скорее всего, родители подарили Джени на день рождения или рождество, чтобы её было не так скучно, во время их постоянных отъездов. Но, думаю, совсем не из-за Джени Джоржетте пришлось участвовать во всех этих выставках, парадах и соревнованиях. Что поделать, ведь домашним любимцам знаменитых людей публика уделяет внимания не меньше, чем их хозяевам. Вот и приходится уже немолодой собаке регулярно наводить лоск, на уже потускневший от возраста облик.

Я даже не возьмусь перечислять титулы, которыми наделили Джоржетту её создатели. Все эти победы и внимание возвысили её самомнение до небесных высот. Капризная и самовлюбленная, она весьма контрастирует с искренним и простодушным Оливером уже с первых минут появления перед зрителем. Обратите внимание на их первую встречу: насколько наигранно, угрожающе и презрительно звучит её «Приве-е-е-т», настолько же бесхитростно и дружелюбно звучит «Привет!» Оливера. Для этой собаки уже давно не существует понятия «жизнь в семье». Джоржетта уже много лет живет лишь для того, чтобы недоступной звездой сиять своим поклонникам.

И все у неё было замечательно, как вдруг, откуда не возьмись на её горизонте появляется конкурент. Мало того, что это всего лишь котенок, так еще и Джени искренне любит его! Монополия Джоржетты на звание домашнего любимца нарушена! Как это скажется на ней? Вдруг завтра её, великую и всемогущую, забудут свозить на стрижку? Вдруг ей купят менее красивый ошейник, а в её комнату поставят еще одно спальное место? Наконец, вдруг завтра рядом с ЕЁ портретом на стене появится ЕГО портрет? Для Джоржетты такие перспективы кажутся страшным, непостижимым кошмаром. Разумеется, она немедленно воспользовалась удобным случаем, чтобы убрать эту маленькую несносную помеху.

Джоржетта, как и другие персонажей, вобрала в себя опыт изображения злодеев в Диснеевских мультфильмах. Её фигура подчеркнуто стройна и артистична, как у балерины. Идеальная стрижка, стильный ошейник - эта собака может произвести впечатление. Но узкие глаза и брови, острый, вытянутый носик, выдают в ней весьма капризную и совенравную особу. Томный взгляд из под длинных ресниц подчеркивает перенасыщенность её жизни вниманием. И, конечно, нельзя не вспомнить блестящее исполнение песни "Perfect is not easy" в стиле классических мюзиклов. Очень точная метафора: толпы поклонников, вьющихся вокруг Джоржетты, олицетворены в кардебалете из шести птичек.

Я смотрел «Оливера» множество раз, и каждый раз снова и снова восхищаюсь мастерством создавших его людей. Долгих три с половиной года их труда не пропали даром. Позволю себе утверждать, что именно в этом мультфильме впервые воплощен шаблон, по которому студия Диснея создавала свои творения вплоть до конца 90-х годов. Более того, я считаю, что именно этот мультфильм по настоящему поставил точку в периоде стагнации и возвестил о возврате Диснеевской анимации на подобающий ей уровень.

Конечно, этот мультфильм не относится к лучшим творениям студии, а с учетом возможностей современных технологий выглядит вовсе архаично. Тем не менее, трогательная история о приключениях маленького котенка в большом городе стала достойным вкладом в списке творений Диснеевской студии.

Савченко Евгений, 20 июня 2004 года