Анимация Кенаи - медведя

Без всякого сомнения, это мой любимый персонаж мультфильма. Более того, думаю, его можно считать не только самым удачным в «Братце медведе», но, так же, одним из самых привлекательных персонажей, созданных студией Диснея за последние лет десять. Кто он такой по своей сути? Молодой человек, волею духов превращенный в медведя. Но чтобы вернуть привычный облик, он должен по новому осмыслить мир, который его окружает. В пути его ждет множество комичных ситуаций, которые, тем не менее, не превращают персонаж в классического героя - неудачника.

Художник и его герой. Обратите внимание, насколько они похожи

Наш герой - это прежде всего искатель. В начале приключения цель Кенаи проста и понятна - найти гору, на которой он сможет встретиться с духом брата и вернуться в прежнее состояние. Но по мере того, как Кенаи продвигается к своей цели, он находит все новые и новые стороны окружающего мира. Мир, который казался ему таким понятным, открывается ему в новых оттенках. Эти открытия удивляют героя: ведь большинство из увиденного он, будучи человеком, воспринимал совсем иначе. Отразить те сложные переживания, которые Кенаи испытывает при этом - сложная задача, решить которую предстояло Байрону Говарду (Byron Howard). И, по моему мнению, Байрон блестяще с ней справился: учитывая особенности строения медвежьего тела, избежав излишней стилизации образа, ему, тем не менее, удалось создать персонаж, способный выражать самые тонкие переживания.

Интересно, что Байрон - молодой художник и работа над Кенаи - медведем стала его высшим профессиональным достижением. Думаю, такого результата ему удалось найти что-то личное в созданном им ображе: обратите внимание, насколько Кенаи похож на самого художника.

Техническое качество анимации можно описать в двух словах: без упрощений. Сразу обращает на себя точность, с которой воспроизводятся анатомия и движения живого медведя. Сложно даже представить, сколько труда потребовалось, чтобы так тщательно прорисовать складки на груди и шее. Получился настоящий медведь: косолапый, но сильный и величественный.

Но самых высоких похвал, с моей точки зрения, заслуживает мимика персонажа. При всей своей величественности и силе, Кенаи раним и беззащитен, как маленький ребенок. Для "очеловечивания" персонажа Байрон применил традиционные приемы: увеличил глаза, выделил брови, веки, ресницы, глазные впадины. Значительная часть мимики выглядит совершенно естественно и при обычном просмотре почти не привлекает внимания, тем не мнее, донося до зрителя нужную информацию о переживаниях героя. То, насколько тщательно она проработана, можно оценить только при замедленном просмотре эпизодов. Некоторые из них я выбрал для более детального изучения:

Первый - эпизод, когда Кенаи и Кода прячутся от охотника в расщелине ледника.

Кени испуган и удивлен поведением брата В начале сцены в Кенаи смешиваются чувство страха перед охотником, удивления и разочарования от той перемены, которая произошла с его братом. Он находится в шоке: его уши прижаты, неподвижные глаза устремлены на некую неопределенную точку вверху, брови высоко подняты. И какое особенное чувство придает картинке отражение света в глазах.

Маленький Кода вызывает у Кенаи раздражение и иронию Позднее Кенаи обращает внимание на Коду возле него. Чувство страха и разочарования сменяют ирония и раздражение, которое вызывает у него этот маленький медвежонок, особенно, когда Кода начинает демонстрировать свои "приемчики": уши поднялись, один глаз оценивающе прищурился, бровь наклонилась и изогнулась как вопросительный знак.

Кенаи решил сыграть шутку с Кодой Когда же он решает проучить хвастунишку, ирония сменяется ехидной усмешкой: он наклоняет голову в другую сторону, его глаза полузакрыты, изгиб век стал более резким. Кстати, обратите, как, чисто по медвежьи, немного отвисает нижняя губа.

Сцена на заброшенной стоянке людей.

Кенаи пробует оставить свой след на скале Здесь Кенаи снова встречается с миром, частью которого он был еще недавно. Обратите внимание на момент, когда Кенаи пробует оставить свой след на скале: Этот эпизод - репетиция его давней мечты. Он так сильно желает её когда-нибудь осуществить, что не может удержаться от соблазна попробовать: а как это будет? Посмотрите, с каким трепетом он это делает: глаза сконцентрированы на скале, рот чуть приоткрыт, брови приподняты. Но ... это всего лишь заброшенная стоянка, а на стене, вместо ладони - след медвежъей лапы.

Сначала его взгляд спокоен, полон ненависти и уверенности в собственной правоте Двигаясь дальше, Кенаи находит на скале изображение схватки охотника и медведя. От неожиданности он ненадолго останавливается, но потом подходит, чтобы рассмотреть поближе. Да уж, эта тема близка ему как никому другому. Смотря на изображение медведя он вспоминает обиду, которую по его мнению, принесло ему это животное. Взгляд Кенаи в этот момент выражает ненависть и уверенность в том, что он сделал: губы тесно сжаты, брови сведены насколько возможно и образуют одну линию, глазница очерчена прямыми линиями, образующими четкий пятиугольник.

Но неожиданно для Кенаи, Кода называет монстром охотника В определенном смысле, это взгляд победителя на поверженного врага. Даже когда подбежавший Кода говорит о страшных монстрах, он относит это к образу медведя. И как неожиданно для него звучит, что монстры - это охотники с пиками. Определенно, он сильно удивлен: рот приоткрылся, брови взлетели в немом вопросе, глаза широко раскрылись.

Это заставляет Кенаи впервые задуматься о другой стороне взаимоотношений человека и 
животного Он смотрит на изображение охотника и, конечно, видит в этом рисунке себя. Для него это первая возможность понять, каким его видели те, на кого он охотился. Это серьезный повод задуматься: голова осталась в прежнем положении, но глаза смотрят в точку прямо перед лицом. Брови немного опустились, очертания глазницы стали куда более плавными . Обратите внимание на выделенное верхнее веко, из-за которого взгляд Кенаи становится немного детским.

И когда он снова смотрит на картину, в его взгляде уже нет первоначальной злости Конечно, до прозрения еще далеко, но когда он снова смотрит на рисунок, в его глазах уже не былая ненависть а вопрос: как же так ? Ведь он делал все правильно ? Почему же в нем вдруг видят монстра? Рот чуть приоткрылся, нижнее веко снова прикрывает глаз, верхнее веко выделено. В целом - получается взгляд очень ребенка, открывшего для себя очень важную истину.

Эпизод на нересте

Неожиданно Кенаи попадает в свой самый большой кошмар: мир, в котором живут самые страшные с его точки зрения, монстры. Медведи вокруг него такие большие, и такие страшные. Вы, конечно обратили внимание на прекрасную комическую вставку, когда Кенаи орет от охватившего его ужаса.

Но что происходит ? Почему, вместо того, чтобы напасть на пришельца, медведи принимают его в свой круг. Это становится самым большим открытием Кенаи: оказывается, животные, которых он считал безчувственными тупыми убийцами, на самом деле живут почти такой же жизнью, как и люди. Они так же влюбляются, скорбят, веселятся, растят медвежат.

Вот оно - настоящее прозрение! Для того, чтобы подчеркнуть изменение Кенаи, художники нашли идеальный вариант: он выныривает из под воды, смотрит по сторонам и его взгляд постепенно меняется. Сначала это удивление и страх. Но потом постепенно, страх уступает место радости.

Интересно, что выражение глаз и бровей на протяжении всей последовательности почти не меняется. Изменение настроения показано почти исключительно с помощью губ и рта: сначала они чуть приоткрыты, их уголки опущены вниз. Но по мере изменения точки зрения Кенаи, рот потихоньку расползается в задушевную улыбку.

Сцена признания

Братец медведь - вообще очень красивый мультфильм. Но это совершенно шикарная сцена, и я, конечно, не мог пропустить разбор анимации Кенаи в этом моменте. Как избежать глупых шаблонных фраз в расказе? Как не напрягать зрителя кратким пересказом предыдущих 60 минут мультфильма? Как, наконец, подчеркнуть интимность и значимость сцены? Создатели нашли блестящее, уникальное решение: камера облетает героев, давая обзор того великолепного пейзажа, который лежит перед ними. С другой стороны, зритель видит крупные планы героев, может полно ощутить все их переживания. А переживания у героев в этом эпизоде не детские.

Камера начинает свое движение, немного раньше, чем Кенаи начинает свой расказ о том, что произошло с мамой Коды. В этом расказе есть два самых трудных для Кенаи момента. Первый - как начать.

Обратите внимание, как он в волнении мнет передние лапы. Когда он произносит первые, самые трудные слова, его взгляд обращен в землю. Верхние веки выделены, глаза полуприкрыты. Да уж, начать это самое трудное. Расказывать дальше уже легче. Что говорит Кенаи - зритею не известно. Но Кенаи говорит очень эмоционально. Он жестикулирует, переводит взгляд из одной точки в другу. Но чаще всего, его взгляд устремлен в небо.

Вообще, Кенаи в мультфильме очень часто смотрит в небо. Тем еще раз подчеркивается его романтичная, почти детская сущность.

Обратите внимание на его взгляд, когда он смотрит вверх. Это не просто эмоции - это настоящие страдания. Этакие "страсти медведя". Если бы только небо могло ему помочь ... Если бы он мог как птица улететь от своего прошлого ... Но, время искупления его греха еще не пришло и следующий шаг, который он должен сделать - закончить начатый расказ.

Закончить его - это второе, и, наверное, более сложное испытание для Кенаи, чем начать разговор. Он собирается с силами, закрывает глаза, и, собрав в кулак всего себя, наконец говорит самое главное.

Глядя на эти кадры я не могу не восторгаться мастерством художника. На эти картинки можно смотреть бесконечно и снова и снова ощущать ту боль, которую переживает герой.

Ну и наконец, сцена финальной схватки Кенаи с братом

Выше я много внимания уделил моментам, в которых особенно замечательны эмоции персонажа. Но, как я уже говорил, при всем "очеловечивании" образа, художнику удалось сохранить его медведем. И эпизод схватки иллюстрирует это наилучшим образом. В отличие от других, в этой сцене много крупных планов Кенаи целиком и хорошо видно, насколько анатомически правильно проработан образ: мощное тело, большая голова, загривок, лапы - все как у живых медведей.

Ну и наконец, собственно схватка. Я не большой любитель таких сцен, но сцены поединка Кенаи с медведем в начале и Кенаи с братом в конце - это действительно зрелищно. Для Кенаи это последнее испытание, которое он должен пройти.

Это как ожившая картинка со скалы в середине фильма. И Кенаи на себе должен оценить, кто в этой схватке настоящий монстр. С одной стороны он должен защищаться и, в принципе, мог бы одержать победу. Но с другой он не хочет причинять вред своему брату. Единственное, что ему остается - уворачиваться и взывать к духу Ситки.

Резюме

Кенаи - медведь - прекрасный пример класической анимации. В процессе подготовки данной статьи я практически по кадрам пересмотрел эпизоды с его участием и не нашел ни одного, в котором бы художник сфальшивил. Всегда его образ очень точно передает эмоции: ненависть, иронию, страх, радость, страдание. Оттенки эмоций сменяются почти незаметно: всего лишь небольшое изменение угла бровей, прикрытые, или наоборот открытые глаза. Иногда сразу не удается понять, что именно изменилось, но эти изменения все-равно ощущаются на подсознательном уровне, а естественность этих метаморфоз значительно усиливает восприятие мультфильма в целом.

Получившийся персонаж с равным успехом "играет" и в комических и в драматических моментах фильма: вот он осознает, что стал медведем, а вот он переживает внезапную перемену брата. Вот он пытается объяснить лосям историю своего превращения, а вот он расказывает Коде о своей ошибке. Замечательно, что при этом всегда он сохраняет совершенно неповторимое очарование, не ощутить которое, наверное, может только человек не смотревший мультфильм.

Савченко Евгений, 10 мая 2004 года