Лис и охотничий пес

Не буду скрывать, это один из моих самых любимых мультфильмов. Конечно, техническое качество анимации весьма скромное, но сам рассказ, без сомнения, являет собой один из лучших примеров в своем жанре. Сложная и противоречивая история дружбы лисенка и щенка стала блестящей метафорой, позволившей как в зеркале отразить сложность и неоднозначность человеческих отношений.

Возьму на себя смелость утверждать, что "Лис и охотничий пес" в наименьшей степени является детским мультфильмом. Чтобы понять и оценить его истинную глубину, зритель уже должен обладать определенным жизненным опытом, суметь ассоциировать себя с главными героями, иметь в памяти переживания, схожие с переживаниями Тода и Купера. Думаю, это одна история из немногих, в которой главный злодей и главный добрый волшебник - сама жизнь. Иногда до боли жестокая, иногда по-матерински мягкая, она, словно речное течение, несет главных героев по своему извилистому руслу.

Встреча Тода и Купера предопределена изначально. Любознательные малыши, живущие по соседству, не могли не встретиться, а встретившись - не могли не подружиться. Их мир пока еще наполнен любовью старших, будь то по-матерински нежная любовь старушки Видоу или суровая мужская любовь Эймоса. И как замечательно, когда те, кто от природы должны быть врагами, становятся лучшими друзьями … Насколько глубокое послание скрыто в этом сюжете. Маленькие дети от рождения не способны к ненависти. Они искренне любят весь этот странный мир и всех тех, кто окружает их. И это мы, взрослые, с детства внушаем им определенные стереотипы, которые наши малыши проносят через всю свою жизнь, передают их нашим внукам, а внуки - правнукам. Так просто начать эту цепочку, найти повод, чтобы объявить кого-то врагом. Но крайне сложно потом осознать её ошибочность, суметь порвать порожденный догмой бесконечный круг насилия и жестокости.

Дружба маленьких Тода и Купера проста и понятна только на первый взгляд. При внимательном изучении легко обнаружить, что она по-разному привлекательна и драматична для обоих малышей:

Так, Тод становится для Купера живым воплощением стремлений любого ребенка. Веселый, беззаботный лисенок смог открыть для щенка дверцу в прекрасную страну детской фантазии. Благодаря Тоду, Купер увидел, что мир не ограничен рамками двора, что там - за забором его ожидает другая жизнь - яркая, наполненная радостью и весельем. Вдруг оказывается, что окружающая природа изобилует новыми, необыкновенными открытиями. Ощущение чуда, которое она дарит щенку, столь контрастно отличается от той рутины, которой наполнена его жизнь с Чифом и Эймосом.

Несложно заметить символизм игры Купера с Тодом. Словно зеркало, она отражает будущее обоих малышей. Их действия, подчас неопытные и неуклюжие, тем не менее, уже подчинены их природным инстинктам. Маленький щенок пробует идти по следу, лисенок старается запутать своего друга. Конечно, детские попытки Купера завыть на обнаруженную цель или разгадать лисьи уловки выглядят комично. И победа в этой игре еще мало что значит. Ведь только дети могут позволить себе не задумываться о сути своего будущего назначения, и просто превращать каждый день будничной жизни в увлекательное приключение.

Не вина Купера, что его детское стремление к свободе становится невольным вызовом правилам мира, к которому он принадлежит. В этом смысле примечателен эпизод возвращения щенка домой после знакомства с Тодом: Он со всех своих коротких ног бежит на зов хозяина, переполненный радостью, совершенно счастливый и по-детски беззаботный. Этот лес, трава, небо, весь мир дарит ему радость жизни, радость открытий. И Купер совершенно счастлив от возможности разделить эти радости с лучшим другом. Воодушевленный, он подбегает к своей бочке, заглядывает в глаза хозяина, но … к сожалению хозяин не принимает его выходку. Маленький щенок ползком, опасаясь наказания пробирается на свое место, с надеждой переводит взгляд на Чифа, но и от него видит лишь неодобрение его проступка.

Какой удар для малыша! Окружающий мир неожиданно повернулся к нему другой стороной. Оказывается у каждого, в том числе у Купера, есть в нем свои обязанности. Щенку придется привыкать к жесткому порядку будущей жизни. Он может обмануть старого пса, сбежать на время из дома, но не в силах изменить свое предназначение. Веревка, держащая его на привязи, словно натянутый строгий ошейник в один момент разрушает его детские иллюзии. Он - как будущий солдат, не имеет права на сочувствие, на дружбу. В этом главная драма Купера. Замечу, что она не связана непосредственно с Тодом. Так, если бы вместо лисенка по соседству поселился, например, другой щенок, то, как мне кажется, Куперу все - равно пришлось бы пройти через это испытание. Просто по своей натуре он оказался слишком открыт и дружелюбен для охотничьего пса. Добрый малыш должен измениться так, как того требует его будущее назначение: сломать внутреннее Я, окрасить по детски яркий мир в черно-белые оттенки, выкинуть из сердца любые привязанности, кроме привязанности к хозяину.

Сквозь драму Купера сценаристы постарались донести до зрителя ту боль, которую мы невольно причиняем своим детям. Что поделать, ведь вырастая, мы становимся слишком взрослыми и серьезными, чтобы понять магию их мира. Не стоит винить Эймоса в том что, заставляя Купера измениться, он невольно обрекает его на страдание. По-своему, он любит этого вислоухого недотепу и желает, чтобы из него вырос прекрасный охотничий пес … чтобы он стал настоящим убийцей … чтобы однажды Эймос и Купер смогли устроить хорошую охоту на того, кого сейчас малыш называет лучшим другом …

Для Тода дружба с Купером - главным образом развлечение. В этом смысле ему все -равно как проводить время: пугать куриц в сарае, спать в корзине, гоняться за бабочкой или просто томно озирать окрестности в поисках новых приключений. В отличие от щенка, лисенок не обременен обязанностями и свободен в своих действиях. Маленький непоседа - он постоянно подталкивает более медлительного и уравновешенного щенка к действию: играть, валяться в траве, купаться в речке - все это происходит с его, Тода, почина. Но, выросший в такой свободе, этот малыш не может представить себе силу, довлеющую над его другом. Он уверен, что для сохранения их детского счастья достаточно одного только их желания. "Купер никогда не станет меня выслеживать. Ведь он мой лучший друг!" - утверждает Тод. Искренняя вера в силу данной когда-то детской клятвы, не позволяет ему просто так принять суровую правду, о которой ему говорит Большая мама.

К несчастью для себя, лисенок заблуждается и об истинных стремлениях Купера. Конечно, дружба маленького щенка с Тодом была совершенно искренней, но лишь на некоторое время. Внутри его друга изначально заложено другое предназначение - стать хорошим охотничьим псом. До определенного момента оно спит глубоко внутри, но лишь для того, чтобы однажды Купер, как гадкий утенок из известной сказки, превратился из добродушного вислоухого увальня в могучего умного пса.

Тоду тяжело осознать неизбежность грядущей метаморфозы. Даже после предупреждения Большой мамы о том, что многое изменится, когда Купер возвратится домой, он остается уверен в своей правоте: "О нет, только не мой друг Купер! Он никогда не изменится! И мы останемся друзьями навечно!" … Его искренние, по детски наивные слова не могут не тронуть душу старой совы. Но что она может сделать? Умудренная жизненным опытом Большая Мама понимает, что это всего лишь мечта, что законы природы рано или поздно возьмут свое. Но так же она понимает, насколько жестоко лишить Тода этой мечты. Да и позволит ли сам Тод лишить себя надежды? Скорее он не поверит старой птице, обидится на неё, даже если впоследствии окажется неправ. Кроме того, ей, как и зрителю, тоже хочется надеяться на то, что вопреки судьбе сегодняшние малыши сумеют остаться друзьями и в будущем. Поэтому ответ Большой мамы: "Я надеюсь ты прав, Тод. Вечность это очень долгое время, а время многое изменяет" - звучит не как окончательный приговор, а, скорее, как дружеское предупреждение, которое хоть и допускает возможность чуда, но советует отнестись к будущему с большей серьезностью.

Ох уж эти встречи после долгой разлуки. Часто мы стремимся увидеть старых знакомых, которых знаем еще со школы, с института, но не видели уже много лет. Мы верим, что встретившись, снова увидим тех Вань, Петь, Маш, Тань, которых когда-то знали … Но какое огромное разочарование ждет нас, когда мы обнаруживаем, что люди, с которыми мы были так близки, стали другими. Горько осознавать, что за прошедшее время наши пути, когда - то тесно сплетенные, разошлись настолько, что встретившись, мы не находим иных слов, кроме банальных "Привет! Ну, как дела?" …

То же самое ждет и уже повзрослевших Тода и Купера. Как и предупреждала старая сова, многое изменилось за это время. То общее, что объединяло лисенка и щенка, к сожалению, действительно ушло. Но уже взрослый лис не может сразу поверить в произошедшую перемену. Нет, конечно он осознает что те детские игры и клятвы уже в прошлом, что Купер теперь стал настоящим охотником. Но надеется, что у взрослого пса по-прежнему найдется местечко в сердце для него, для Тода. Да, хоть он и вырос, но это все тот же романтик.

В отличие от него, Купер, который и в детстве был более осторожным и прагматичным, не имеет таких иллюзий. Да, он не склонен вцепиться Тоду в горло, как поступил бы с другим диким зверем. Более того, он рад видеть Тода. Но Купер отчетливо осознает, что полностью подчинен своему хозяину. И если завтра Эймос решит устроить охоту на лис, то ему, Куперу, ничего не останется, кроме как подчиниться. На вопрос Тода: "Но ведь мы по-прежнему друзья, не так ли", Купер отвечает: "Тод, эти дни прошли, я - я теперь охотничий пес" … Бедный Тод. Да, он предполагал такой исход, однако эта короткая фраза прозвучала как приговор. Но ведь кто-то должен был найти в себе мужество признать этот очевидный факт.

Впрочем, уже совсем скоро между вчерашними друзьями встает еще более серьезное препятствие. Когда Чиф, по сути совершенно случайно, попадает под поезд, Купер обвиняет в этом оказавшегося рядом с местом трагедии Тода. Это действительно тяжкое испытание для молодого пса. Ведь буквально перед этим он единственный раз в жизни совершил самое страшное для него преступление - ослушался хозяина с одной только целью - спасти жизнь друга, хоть и бывшего. И вдруг - такая неожиданная развязка … Да, где-то в душе он сохранил привязанность к Тоду. Но Чиф - старик Чиф для него безусловно важнее. Ведь именно он стал нянькой для маленького Купера, заменил ему родителей, передал ему свой опыт выслеживания и преследования добычи. И теперь этот старый пес практически мертв.

В этот момент в чистую душу Купера проникает пронзительное, разъедающее разум желание мести. Словно дым пожара, оно затмевает для него необходимость объективной оценки того, что произошло. Он уверен, что причиной случившейся трагедии является не роковая случайность, а холодный расчет Тода. Считая, что лис предал его, злоупотребил его, Купера, добротой, молодой пес не перестает винить себя за случайную мягкость. Он искренне хотел бы вернуть время немного назад. И если бы это произошло, он не был так милосерден с этим подлецом. Единственный способ загладить свою невольную вину, который видит Купер - заставить Тода страдать так же, как пришлось страдать Чифу. В стремлении к этой цели он готов пойти до конца, приложить весь свой опыт, весь свой талант. Навряд ли он забыл свое детство, ту радость, которую подарил ему лисенок. Скорее наоборот, пес ошеломлен тем, что его лучший друг детства совершил по отношению к нему такую подлость, особенно после того, как он, Купер, спас его жизнь.

Расставания - иногда их бывает слишком много в нашей жизни. Мы постоянно кого-то встречаем, с кем-то расстаемся на время, кто-то покидает нас навсегда. Прощание это всегда больно. К сожалению, ими наполнена вся жизнь Тода. И вот, наконец, наступает момент, когда ему приходится проститься даже с самым близким человеком …

… Равномерно урчит мотор, автомобиль едет вперед очень медленно. В памяти пожилой женщины пролетают один за другим моменты её недолгого знакомства с Тодом. В солнечные и дождливые дни, в моменты радости и разочарований, лисенок всегда был рядом с ней. У неё наверняка есть свои дети, но они далеко и у них давно своя жизнь. Случайный найденыш стал её спасением от страшной кары старости - одиночества. Сколько раз она прощала ему его проказы. Сколько вечеров она провела, рассказывая ему о своей жизни и жизни своих детей. Ведь у таких близких друзей всегда есть масса тем для разговора. И хотя Тод не мог ответить ей вслух, она всегда могла прочитать ответ в его глазах …

Старушка Видоу старается как можно дольше остаться с Тодом, который не подозревает, что его ждет и не может понять, откуда в её глазах тонкая пелена слез: может быть это такая странная игра? Может быть, хозяйка переживает за разбитую утром тарелку или обижается за его, Тода, вчерашнее приключение? Он прижимается к ней, заглядывает в её глаза, но находит в них лишь пустой, отрешенный взгляд. Этот взгляд пугает его. За то время, которое они прожили вместе, он уже научился разбирать, когда хозяйка рассержена, когда счастлива, когда устала или огорчена. Сейчас же он видит в этом взгляде предвещание чего-то нового, ранее ему неизвестное.

Прощание старушки Видоу и Тода - очень сильный, трогательный момент, в котором больше всего потрясает его несправедливость. Буквально хочется закричать: "За что?!! Ведь он ничего плохого не сделал!!!". Но - к несчастью, иногда жизнь судит по-своему. Единственной альтернативой расставания могло быть только заточение лиса в доме. Но был бы при этом счастлив Тод? Могла ли быть счастлива сама старушка, постоянно находясь в страхе за своего любимца? Поэтому её решение, единственно возможное в сложившейся ситуации - не предательство, а самопожертвование, на которое способно лишь по настоящему любящее сердце.

Обратите внимание на символизм решения этого эпизода: старушка Видоу везет Тода в заповедник. Позади автомобиля пейзаж светлый, наполненный яркими красками. В передней части картинки цвета более темные, и чем дальше они уезжают, тем более мрачными они становятся. В самом заповеднике краски становятся такими же сумрачными, как и будущее наших героев.

Вернувшись, пожилая женщина будет как и раньше вести хозяйство, ездить в город, иногда ссориться со своим соседом. И никто не будет крутиться под её ногами, никто не опрокинет ведро с молоком и не нарушит спокойствия её курочек … Но никто не выбежит на встречу, когда она, уставшая, вечером вернется домой, ей не с кем будет поделиться своими трудностями, некому будет прочитать редкое письмо от детей. И в долгие зимние вечера лишь фотография на зеркале будет напоминать о недолгих днях счастья.

Хочу обратить внимание на то, как переживания героев выражаются через их окружение. В мультфильме природа выступает не просто как фон, на котором развиваются события. Она - непосредственный участник действия. В этом смысле "Лис и охотничий пес" напоминает мне старую диснеевскую короткометражку "Старая мельница". Зарисовки лесной жизни: будь то картины раннего утра, сцены дождя, осенние или зимние пейзажи, идеально дополняют общий тон мультфильма, поддерживают необходимый эмоциональный настрой.

Например, в вышеописанной сцене прощания суть переживаний героя оттеняет картина лесного дождя. Тод покинут всеми, одинок в душе - но он не один в лесу. Новый для него мир наполнен жизнью, но лис оказывается в нем таким же чужим, как и там - на ферме. В этом эпизоде раскрывается суть его драмы. В мире людей он приговорен к изгнанию на одном только основании, что сама его природа подразумевает такого конфликта. Не обязательно не причинять зло, важно не быть лисой - примерно так можно выразить логику охотника.

Для окружающих не важно, что судьба изменила сущность Тода, сделала его по настоящему домашним животным. Важно то, что люди и звери воспринимают Тода не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. Окружающие ждут от него агрессии хищника. Им трудно даже представить себе, что Тод лишен этой жестокости. Попав в лес, взрослый лис должен суметь отстоять свое место в лесу. Беспомощный, слабый духом хищник - нонсенс в этом мире. Такое создание, если оно появляется, изначально обречено на поражение в вечной борьбе за выживание.

К счастью для Тода, у него появляется более опытный союзник - дикая лисичка Викси. Их отношения обозначают для Тода нового жизненного этапа. С этого момента он не просто лис, он - глава своей семьи. Теперь его действия определяют не личные желания, а новая ответственность не только за себя, но и за будущее его близких. То чувство ответственности, которое Куперу пришлось испытать еще в раннем возрасте, к Тоду приходит совершенно естественно. По другому можно сказать, что к этому моменту он "созрел" для новых обязанностей. Впрочем, это и неудивительно, ведь это, основное его природное предназначение - стать главой семьи - так же как предназначение Купера стать охотничьим псом, скрыто в Тоде изначально.

Конечно, не все у домашнего лиса получается так, как должно. Он - новичок в лесу, и его первые опыты выглядят весьма комично. Да, он не умеет ловить рыбу и не понимает, что имеет ввиду Викси, когда встретив семейство перепелов говорит что "шесть - в самый раз". Но, пройдя сквозь горечь расставаний и тоску одиночества, Тод как никто другой ценит столь неожиданно пришедшее к нему счастье, готов до конца защищать его даже от того, кто еще недавно был его лучшим другом.

Поединок Тода и Купера являет собой апогей противоречий в их отношениях. К этому моменту у каждого из них сложились собственные мотивы агрессии: Купер мстит Тоду за Чифа; Тод, в свою очередь, в лице Купера мстит тому миру, который обошелся с ним так жестоко. В определенном смысле, этот эпизод повторяет их детскую игру. Купер - выслеживает Тода. Лис должен быть проворным и хитрым, чтобы пес не смог его поймать. Только теперь проигрыш обозначает гибель не только самого Тода, но и его подружки. Никакого притворства, никакой жалости - только настоящие зубы и реальная кровь. Лис должен выжить, охотничий пес обязан подчиниться - таковы новые правила этой игры.

Схватка бывших друзей олицетворяет окончательный крах старых ценностей Тода и Купера. Взрослый мир не терпит детской искренности. На какой - то момент стремление к мести затмило для вчерашних малышей ощущение радости, которую дарила им их дружба. Но искра взаимной привязанности по-прежнему горит в сердцах Тода и Купера. Её можно убрать в самую тайную часть души, затмить льдом ненависти, но нельзя убрать из души совсем. Ведь без преувеличения можно сказать, что ощущения детства есть большая часть нашей внутренней сущности. И сколь бы не был велик айсберг неприязни, он не может быть сильнее маленького огонька добра.

И происходит то, что и должно было произойти. Одно дело - желать причинить вред, но совсем иное - стать видеть настоящую смерть. Слишком многое связывает героев, чтобы лис позволил медведю разорвать его бывшего друга. Почему Тод встает на защиту Купера? Думаю, ответ прост. Агрессия Тода имеет несколько причин: это ответ на жестокость Купера, выражение ненависти к тому миру, который олицетворяет этот пес, наконец - это стремление защитить свое право на счастье. Но это не есть агрессия по отношению к самому Куперу. В чистой и доброй душе Тода та самая искра детской привязанности к этому псу горит особенно сильно. Видя опасность, угрожающую его бывшему другу, он защищает не теперешнего взрослого Купера, а того малыша, которого когда-то знал. На какое-то время Тод сам становится прежним ребенком, готовым на все ради сохранения дружбы.

С другой стороны, проявление такой самоотверженности дало Куперу повод пересмотреть свое отношение к Тоду, понять, что лис не способен на совершение той подлости, которую он ему приписал. Уверен, поступок Тода пробудил и в нем чувство привязанности, вернул его к тем временам, когда он, маленький щенок еще мог не задумываться о сложностях завтрашнего дня, а просто делить радость жизни с лучшим другом. Случайный лед ненависти растаял в сердце Купера и теперь уже он встает на защиту друга от своего хозяина. Молодой пес не может сказать охотнику ни слова. Но сам его взгляд, его действия, более красноречивые, чем тома тирад, заставляют хозяина понять несправедливость того возмездия, которое он едва не совершил по отношению к этому лису.

Прощание Тода и Купера - эпизод крайне сложный в плане внутренних ощущений героев. Теперь они квиты, у них не осталось взаимных долгов. Оба друга остались в живых, и это самое главное. Перед ним снова те самые Тод и Купер, которых мы успели полюбить в начале истории. Да, они выросли, повзрослели, можно сказать - остепенились. От этого места на берегу реки каждый из них начинает свой путь. Трудно предположить, как сложатся их судьбы, ведь дороги жизни так запутанны и непредсказуемы. Но где бы не оказались друзья, как бы трудно им не пришлось, ничто не сможет погасить в их душах маленький огонек счастья, зажженный их странной детской дружбой. Всего лишь маленький огонек, искорка, но он обладает гигантской силой. Становятся нипочем любые жизненные трудности, когда понимаешь что ты - не одинок, что где-то есть твой друг, всегда готовый прийти на помощь. Искренне хочется верить, что эту искорку больше не затмит холод неприязни, что Тоду и Куперу не придется еще раз узнать боль взаимной обиды, что как бы далеко друг от друга они не оказались, их взаимная привязанность будет жить, пока в их сердцах прекрасной музыкой продолжают звучать из прошлого детские слова: "Ты мой лучший друг, и ты будешь моим другом всегда".

Савченко Евгений, 01 августа 2004 года